Запоздавшие впечатления от Школы наставников Сколково

В конце октября в Инновационном центре “Сколково” прошла Школа наставников проектной деятельности для сотрудников университетов соответствующего профиля. Несмотря на то, что на тот момент я уже не работал в университете, принял решение поехать на мероприятие и ни капельки не пожалел.

Сама школа проходила в максимально практическом формате. После небольших блоков лекций проводилась групповая работа для отработки предлагаемых методик. Каждая группа имела своего наставника, который по сути являлся для нас образцом работы с группой в сложных ситуациях.

Особенно порадовало, что те тезисы, об организации проектной деятельности в вузе, которые были высказаны на Школе наставников, совпадают с моими взглядами.

Возможна только системная работа

Очевидный тезис для любого вида деятельности к сожалению до сих пор не понят многими вузами. Созданием формальных структур (коворкингов, акселераторов, бизнес-инкубаторов и т.д.) добиться результата невозможно. Ни одна формальная структура не сможет эффективно развивать проектную деятельность студентов без системных усилий со стороны руководства.

Управленческая воля

Для выстраивания эффективных механизмов проектно-инновационной деятельности студентов нужна чёткая управленческая воля ректора вуза и его внятная позиция. Перекладывание ответственности на плечи подчинённых и отсутствие конкретного стратегического плана по развитию такой деятельности приведёт к всё большему отставанию от лидеров отрасли.

Интеграция образовательной и проектной деятельности

Часто слышу от бывших коллег, что проектная и образовательная деятельность – два разных направления работы университета. Такой подход безнадёжно устарел. Проектные подходы должны постепенно интегрироваться в образовательную деятельность и соотноситься с конкретными образовательными результатами программ обучения.

И вновь, возвращаясь к предыдущему пункту, это невозможно сделать без управленческой воли руководства вуза.

Наставничество отнимает время

Зачастую, наставничество в вузах носит инициативный характер. Если преподаватель хочет внедрить в свои курсы проектные подходы и выступать в роли наставника проектной деятельности, часто это является исключительной проблемой преподавателя. Такая деятельность не уменьшает объёмы учебной нагрузки и не включается в индивидуальный план работы преподавателя. Поэтому даже самым талантливым и инициативным преподавателям банально не хватает времени, чтобы развивать это направление своей работы.

Использование современных проектных методик

Только применение актуальных проектных подходов позволит эффективно управлять проектно-инновационной деятельностью университета. Причём внедрение таких подходов должно быть не декларативным, а вполне реальным. К сожалению, в некоторых университетах ужас перед невыполнением целевых показателей приводит к использованию устаревших негибких управленческих подходов, что пагубно сказывается на динамично изменяющейся сфере проектов, стартапов и инноваций.

Резюме

Школа наставников – однозначно стоящее мероприятие. Всем, кто хочет в реальности а не на бумаге заниматься проектной и инновационной деятельностью студентов, однозначно полезно съездить в Школу наставников. На мероприятии можно познакомиться не только с лучшими практиками, но и увидеть как такая работа поставлена в большом количестве университетов, сравнить их позиции с собственными и понять своё реальное положение.

Хочется верить, что и в Сыктывкарском университете когда-нибудь проектная деятельность войдёт в системный режим и начнёт приносить реально полезные результаты.


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать следующие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>